Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и исследованию, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, как каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, то все усваивается крепко и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада.
В условиях детского сада педагоги используют только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, они практически безопасны. В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
|